Пояснительная записка
к программе деятельности
творческой группы
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей
«Исилькульская станция юных натуралистов»
Я, Карпова Татьяна Николаевна по должности педагог
дополнительного образования, веду детское объединение «Комнатное цветоводство»,
педагогический стаж 24 года, руководитель творческой группы.
Творческая группа включает в свой состав 9 педагогов
дополнительного образования.
С января 2010 года работает над темой «Проектная
деятельность в учреждении дополнительного образования».
Состав педагогов творческой группы:
- Бочкова Т.П. - детское объединение «Азбука природы»
- Моргунов М.А. - детское объединение «Резьба по дереву»
- Мусиенко Н.А. - детское объединение «Природная мастерская»
- Павличенко Т.А.- детское объединение «Мир птиц»
- Чувашова Г.П.- детское объединение «Юные садоводы»
- Якимкина Т.И. - детское объединение «Юный фермер»
- Сейтова К.О. - детское объединение «Юный эколог»
- Кноль Н.В. - детское объединение «Юные овощеводы»
- Карпова Т.Н. - детское объединение «Комнатное цветоводство», руководитель творческой группы.
Задачи:
- Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность.
- Развитие познавательных навыков, умений, самостоятельно конструировать свои знания и умения, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении.
- Создание ситуации доверия, поддержки и успеха.
Программа
деятельности творческой группы по этой теме
рассчитана на 4 года.
Определен
методический день - понедельник, в
каникулярное время.
За этот период,
согласно плану работы, педагоги проводят семинары по определенным темам, мастер - классы, лекции, защищают свои проекты.
Материалы выступлений обобщаются и систематизируются в виде методических
рекомендаций, разработок.
На каждого
педагога заведена методическая папка, где накапливается педагогический продукт.
Обобщение
результатов работы творческой группы за этот период проводится в форме: «круглый
стол», «ярмарка методических идей», «мастер класс».
На современном этапе развития
дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в
проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности
образования и изменения ситуации. В
условиях современной действительности только конструирование и исследования
образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике, на
мой взгляд, становится проектная деятельность. Педагогическое
проектирование является особым видом в педагогической практике, которая
отражает специфическую деятельность педагога, суть которой – поиск и создание
новых обликов педагогической деятельности, инструментом быстрого согласования
традиционных образовательных систем с потребностями людей меняющейся социальной
ситуацией. Очень важно, чтобы педагог умел анализировать свою деятельность,
динамику развития каждого ребенка и учитывать результаты анализа при построении
педагогического процесса. Использование технологий педагогического
проектирования способствует формированию личностно-ориентированной
образовательной среды учреждения. Одним из основных является личностно –
ориентированный подход, рассматривающий ребенка как уникальное явление,
самостоятельную ценность. Он означает
ориентацию на личность как цель результат, главный критерий
эффективности деятельности педагога, где ребенок является приоритетным
субъектом. Необходимость организации проектирования в образовательной практике
педагога дополнительного образования обосновывается тем, что в процессе проектирования принципиально и
качественно меняется педагогическая деятельность.
Компетентный в определенной области
человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетентность – это решение
задач. Она способствует формированию следующих умений:
- Анализировать ситуацию;
- Обнаруживать противоречия;
- Формулировать проблему;
- Предлагать пути ее решения;
- Работать в команде;
- Давать экспертную оценку;
- Выявлять результативность.
Механизмы развития проектной
деятельности в образовательном учреждении включают:
- Создание творческой атмосферы;
- Мотивацию интереса к исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- Инициирование и всестороннюю поддержку.
В своей
деятельности используем новые формы работы:
·
-научно – практические конференции;
·
- школа молодого специалиста;
·
- индивидуальное наставничество;
·
- консультации, собеседования;
·
-методические выставки, бюллетени;
·
- деловые игры;
·
- мозговая атака;
·
- работа микрогруппой;
·
-открытые занятия;
·
-проведение мероприятий;
·
-самообразование.
Успех проектной деятельности зависит:
Ø От
поддержки и стимулирования проектной деятельности педагога;
Ø Со
стороны администрации и методической
службы;
Ø Создание
условий для проведения и реализации проекта.
Проект –
это результативные действия, способ
выражения идеи языком целей и задач, собственно
проект имеет социально – педагогический характер, завершающийся созданием творческого продукта.
Невозможно построить проект для всех, но
можно научить людей проектированию – используя, этот методологический
афоризм мы с педагогами осваиваем и подготавливаем вместе с воспитанниками
проекты по различным направлениям:
Экологические:
«Жизнь в муравейнике», «Возрождение 1 лесной поляны памятника природы
«Реликтовая лесостепь г. Исилькуля», «Жизни новый завиток», «Разведка осенних
примет», «Лесная аптека», «Сделаем нашу
малую родину краше». Акция «Посади цветок», «Птичья столовая». Изготовление
кормушек из подручного материала.
«В мире цветов» Конкурс рисунков и фотографий «Мой любимый цветок», «Самый ранний редис». Методическая
рекомендация по практическому освоению технологии выращивания редиса, «Лекарственные растения Омской области».
Тематические буклеты,
«Зимующие птицы нашей местности». Акция «Кормушка», «Колючие
ежики».
Творческие: Мастер класс «Сувениры из соленого теста», проект «Копилка», проект «Шахматы» (д/о Резьба
по дереву) педагогический продукт - методическая разработка, «Цветов
таинственная сила», «Знаки зодиака». «Возрожденные
традиции: «писанки», «крашенки».
Социально – значимый: «Займись делом» (для детей, находящихся в
социально- неблагополучном положении)
Информационный проект
«Взаимодействие ради пожарной безопасности». Рисунки детей, сочинения,
фотографии, КВН между объединениями, листовки, буклеты.
На заседаниях творческой группы рассматривались такие темы
как:
- Педагогическое проектирование как условие обновления содержания воспитательного процесса.
- Организационно – педагогические условия
успешной проектной деятельности.
Трудности организации проектной деятельности.
- Этапы проведения «Мастер класса», как
новой формы методической работы.
- Инновационные образовательные технологии проектной деятельности
- Метод проектов как составная часть новых педагогических технологий. Работа продолжается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий